СМИ о нас: Интервью с Артёмом Артемьевым
Режиссёр Яна Тумина: «Театр — это инструмент для спасения, понимания себя и других»
Сегодня героем моего выпуска стал очень активный, интересный и просто веселый человек— артист-кукловод Артем Артемьев. Время беседы с ним пролетело незаметно, вот о чём мы успели поговорить:
— В 2019 году было грандиозное событие для актёров-кукловодов —международный фестиваль «Перекрёсток», где актёры нашего театра-кукол получили грамоты. Расскажите про это мероприятие. Что оно собой представляет?Я читала, что участвовало большое количество актеров-кукловодов из разных стран, как вы общались и переводились ли постановки?
— Да, это было крупное мероприятие. Вы упомянули про «разные страны», и я постарался вспомнить, кого я видел из иностранцев. Болгарию помню, и они говорили на русском (смеётся). И даже скажу больше — они были из России, но уехали по каким-то причинам в другую страну(улыбается). Про испанца была какая-то «ужасная» история: он мечтал приехать в Сибирь и искупаться в местной реке, что он собственно и совершил, но не учёл того, что был не совсем купальный сезон (улыбается). И в результате заболел и получил воспаление лёгких. В итоге я, к сожалению, не увидел ни испанца, ни его постановки. Безусловно, каждая такая встреча даёт много профессиональной информации, обмениваешься опытом с коллегами. И потом, это чрезвычайно интересно, каково же в других театрах-кукол? К примеру, была оригинальная постановка из города Санкт-Петербурга. Они создали альтернативную версию сказки «Снежная Королева» и назвали её «Комната Герды», когда главная героиня не находит Кая (делает удивлённое лицо) и остаётся в своей комнате.
— Интересно, весьма страшная история должна получиться?
— Да, то есть меня мало чем можно удивить, но эдакая фантазия режиссера Яны Туминой меня покорила. Я даже потом нашёл видео этого спектакля и вновь пересмотрел, для того чтобы вновь углубиться в эту историю.
— Расскажите подробнее про то, как Вы выиграли на фестивале с постановкой по пьесе Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? Как оценили Вас жюри?
— Жюри всегда разные, у каждого свои подходы: есть критики, которые совсем не оставляют камня на камне и очень жёстко относятся к спектаклям. Вплоть до того, что некоторые артисты, после таких разборов начинают сомневаться в том, что они занимаются своим делом. В нашем случае всё было наоборот. Из режиссёров, которые нас оценивали, были Виктор Львович Шрайман и Давид Семёнович Бурман. Чаще всего на таких мероприятиях выделяется день спектакля, а именно: четыре — пять постановок, а после — день разбора этих работ. После нашего спектакля нам сказали, что мы молодцы: не стали ни порицать, ни хвалить. А потом на закрытии фестиваля совершенно неожиданно стали нас вызывать награждать грамотами. Для меня самого это была неожиданность, потому что я занимаюсь этой профессией не для того, чтобы грамоты получать.
— А для чего Вы занимаетесь этой профессией?
— Ну как? Призвание же. Каждая профессия — это что-то судьбоносное. Вот, например, у человека есть призвание быть врачом, понимаете, сложно в этой профессии: делать операции и при этом хорошо себя чувствовать. Любая профессия — это призвание, особенно сложная, которая требует усилий как умственных, так и физических. И эта профессия — мой крест, и я его несу.
— Поясните, как происходит оценка той или иной работы, по каким критериям?
— Если объединить театр, музыку и живопись—все виды искусства, оценка которых происходит всегда весьма субъективно, с точки зрения нравится или не нравится. То есть Вам ближе одна музыка, мне другая и никто не может объяснить: «Почему?». Также можно привести пример: шедевр мирового театра, который известен своим актёрским составом и их игрой, но хотя бы одного зрителя он может не впечатлить. И эта «вкусовщина» на уровне наблюдателя, но если брать с профессиональной точки зрения, то здесь очень много критериев: начиная от мотивации постановки, конструирования мизансцены и заканчивая выбором системы кукол. И множество всего другого, что даже между корифеями своего дела, могут разойтись мнения, вплоть до того, что кто-то расчувствовался на спектакле, а кто-то на той же постановке будет оценивать её как цирк на колёсах, и в этом вся проблема нашей профессии. Вы можете сделать спектакль по всем критериям: точная история, прописаны все герои, все персонажи интересные, красивые декорации и многое другое. Но зритель не пойдёт, а бывает и наоборот, когда гостям театра симпатизирует данная работа, а критика скажет: «Извините, но у вас здесь всё плохо или это не годится». Поэтому это очень тонкая материя, в которой нужно хорошо разбираться.
— А можно ли сравнить постановки с разными системами кукол или с той же прекрасной постановкой «Тень», где Вы в буквальном смысле выходите из тени и непосредственно играете как драматический актер. Как можно их объединять и ставить какие-то баллы?
— Да, это непросто. Но, кстати, не во всех фестивалях бывает такое строгое судейство. Так, когда мы были Ереване, в том же году, то там это идёт как «марафон искусства»(улыбается). Просто каждый день много разных спектаклей, люди ходят и смотрят на различных площадках и местах. И, естественно, никакого жюри там не было. Они отказались от судейства в 2017 году, я тоже там был, из-за одного известного во всем мире актёра— Джеймса Тьерре. Это внук Чарли Чаплина, постановки которого проходят на стыке драмы, цирковой акробатики и пантомимы, а он сам выступает одновременно режиссёром, сценографом, композитором и исполнителем. И многие жюри попали в сложную ситуацию: как сравнивать постановку театра Джеймса и постановку того же БДТ. И в какой-то степени это разные жанры, но есть проделанная работа и её надо как-то оценить. В России ещё оценивают спектакли, а в Европе немного по-другому. Они так строго к этому не относятся, могут высказать своё мнение, но так, как мы, не анализируют ту или иную постановку. Кстати, когда мы приезжали с постановкой «Саломея» в Хорватию, в том же 2019 году, а по сценарию в этой пьесе много-премного текста — сорок с лишним страниц. И в театре собралось безумное количество зрителей, причём все исключительно хорваты. Они смотрели нашу работу с замиранием сердца, в полной тишине. После окончания спектакля все кричали «Браво!». На вопрос, всё ли вы поняли, ведь мы играли без перевода, но как оказалось, в театре нет языковой преграды. Сам помню, как смотрел один литовский спектакль, конечно, я не совсем понимал, о чем они говорят, но всё равно разобрал смысл происходящего.
— Расскажите, как проходил фестиваль в Хорватии? Чувствуется ли различие менталитета?
— Во всех фестивалях театра-кукол чаще всего бывает одна тема. В этот раз в Загребе темой была «Смерть», и все спектакли каким-то образом должны касаться этой материи. Причём не было ограничения по возрасту. Мне запомнилась одна из постановок местного актёра-кукловода, который изобразил весьма прозаическую, но удивительно трогательную историю, где главным героем был плюшевый мишка. И вот выходит на сцену милый такой мишка, ходит, совершает какие-то действия, как-то живёт, в общем. Появляется у него девушка, они женятся, потом появляются дети. Через какое-то время дети съезжают от родителей. То есть происходит движение жизни — всё своим чередом, как говорится. Через какое-то время супруга у мишки уходит в мир иной, сам он уже старый. Дети редко пишут письма, и одно приходит со словами: «Папа прости, не сможем приехать на Рождество». В итоге умирает и сам главный герой. Это простая история жизни, до боли понятная без слов, продлившаяся всего сорок минут. И вот, говоря о менталитете, его смотрели и дети, у них это в порядке вещей: говорить и показывать такие вещи.
— Вернёмся к постановке «Тень». Как Вы готовились к роли? В чём отличается работа с куклой и без неё, по вашему мнению?
—В данной постановке мне игралось легче. С куклой надо весьма долго работать. Очень часто в спектакле актёры играют с куклой так, что ему физически неудобно, ведь необходимо вывести её образ максимально показательным со стороны зрителя. Для этого некоторые актёры готовятся перед зеркалом. Но я не люблю у зеркала работать, потому что на сцене его не будет. И поэтому лучше запомнить шаги, вплоть до сантиметра, со своей стороны. В этой постановке я играл как драматический актёр, и для меня это не ново, так как, когда я учился в академии искусств, то участвовал в достаточном количестве спектаклей с живым планом. То есть у меня есть такой опыт, и я чувствовал себя комфортно на сцене. Готовлюсь к роли я так: много раз перечитываю пьесу, это помогает импровизировать в будущем, когда ты уже практически выучил все роли.
— Смотрели ли Вы фильм «Тень» с участием Олега Даля?
— Нет, я как раз стараюсь не смотреть другие материалы, потому что есть соблазн скопировать движения, манеры другого актера. Вот взять, например, фильм «Любовь и голуби». Там есть герой Дядя Митя, и те, кто смотрел, сразу вспомнят этого харизматичного актёра, и сыграть эту роль по-другому для меня не представляется возможным. Причём скопировать роль можно даже на подсознательном уровне, сам не поймёшь, как это произошло. Но, хочу сказать, когда я уже с этой работой выходил на сцену раз десятый, я решил всё-таки посмотреть это кино, и мне не понравилось (смеётся). Мне кажется, что у Евгения Шварца всё по ощущениям темно, поэтому и пьеса называется «Тень», а не «Тень и учёный», то есть название даёт очень много информации. «Тёмная»она потому, что в ней нет настоящих людей: лживость, изворотливость, корысть, подхалимство. И вот приезжает один честный, добрый человек и даже тень его предаёт. И там много подтекста, который надо донести до зрителя. И если сравнивать с нашим советским фильмом, актёрский состав, там как говорится,«столбы» собраны, вопросов к ним нет. Но, лично моё мнение, там всё крайне весело—Людмила Гурченко поёт, Андрей Миронов танцует, но это уже решение и видение режиссёра.
— Вопрос по контексту самой пьесы. Получается, у самого доброго, честного человека, который мечтает спасти мир, оказалась самая коварная тень из всех, кто там был.Как так получилось и почему?
— Скажем так, в каждом из нас живет частичка чего-то такого «тёмного», что вы ото всех скрываете. И если вот это «тёмное начало» своё не сдерживать, то оно может вырваться и от вас самих ничего не оставить. И получается, что никому нельзя доверять даже порой и самому себе. Вероятно, это и хотел сказать Щварц в своей пьесе, но, к сожалению, мы уже не узнаем этого точно.
— Вы приехали из другого города. Расскажите о нём и о себе в юности. Как проявлялись Ваши актёрские способности? Как Вы их реализовывали?
— Я из весьма древнейшего города Юрьевец Ивановской области. Ему в этом году будет семьсот девяносто шесть лет. Вернее, он был раньше городом, сейчас это посёлок городского типа— он очень маленький. Я в детстве очень любил пародировать. У нас в то время, это девяностые годы, по телевизору показывали два канала, а из всех развлекательных программ были передачи:«Аншлаг», «Смехопанорама», «КВН». Я всегда отличался хорошей памятью— всё очень быстро запоминал. И допустим, мама смотрит выступления, к примеру, Сергея Дроботенко, и я с одного-двух раз запомнил полностью его монолог, манеру, голос. И потом это показывал маме, а она гомерически смеялась. Когда я подрос, меня стали привлекать различные выступления: школьные линейки, «КВН». Мне нравится смешить: когда человек смеётся рядом, мне легче. То есть, если человек не относится к жизни с юмором, значит ему весьма тяжко. Вот так было с моим отцом. Он не шутливый человек и, конечно, не понимал род деятельности, которому я себя посвятил. Он был совершенно против, говорил мне: «На клоуна пойдешь учиться?!». Сам же где только не работал: шахтёром по молодости, но, в основном, я его помню водителем междугородних автобусов. Он не проводил параллели, что этим тоже на жизнь можно заработать, только если ты руками что-то можешь делать. Предлагал мне идти на сварщика или плотника. А я, помимо прочего, ещё и музыкой увлекся в подростковом возрасте(улыбается). Мы с друзьями сколотили рок-группу. Я играл на ударных, помню, ходил к профессиональному барабанщику заниматься. И, естественно, здесь папа тоже был против: «Музыкант в семье, да не дай Бог!», и всё в этом ключе. Но когда я уже стал выступать в театре и там однажды, тоже взяли интервью и напечатали в одной местной газете статью с моей фотографией, тут он бегал по всей автобазе, показывал эту страницу с моим изображением со словами: «Видали у меня сын какой, это не вы тут баранку крутите»(смеётся). Но всё равно он так и не пришёл ни на одно моё выступление, а мама, наоборот, всегда поощряла все мои начинания и поддерживала меня.
— Я знаю, что Вы учились в Петербургской академии искусств. До этого куда поступали? Была ли какая-то театральная школа?
— Да, в одиннадцатом классе все куда-то планируют поступать, то есть уже более или менее выбрали учебное заведение, где хотели бы учиться. А я на своей волне — ха-ха, хи-хи. Из предметов, которые мне нравились, это были, бесспорно, гуманитарные: литература, история. В аттестате у меня пять троек: алгебра, геометрия, физика, химия и астрономия. В общем, все точные науки (улыбается). Я помню, преподаватель по алгебре, она ещё была классным руководителем, говорила мне: «Артём, всё ты понимаешь, просто ленишься». А я ей на это говорил, что это точно не моё, и попросил её позаниматься со мной после уроков. И она после часа занятия полностью убедилась, что я совершенно ни бум-бум в этой теме, и больше не настаивала. Поэтому, когда уже пришла пора поступать, я абсолютно не знал, куда податься. Поступать в театральный на актёра у меня почему-то в голове была мысль только о Москве. Но семья у нас была небогатая, и мама сказала, что финансово они с отцом это обучение не потянут. И я тогда уже начал собираться в армию, а потом будь что будет, как говорится. Но я вовремя узнал, что в городе Иваново есть театральное училище, куда я быстро поступил на специальность: «Руководитель театрального коллектива». Это, конечно, только название такое, на самом деле там учили всему тому, что и актёров, в том числе и актёрскому мастерству. В училище я проучился три года. А потом пришёл в ивановский областной театр кукол. Но у них такая политика, что все новички должны проучиться в Санкт-Петербурге, в академии искусств, и я, разумеется, был только рад(улыбается). И вот я проучился там год и мне позвонили из военкомата. Я пошёл в армию. Так я пропустил год. А так как в театрах не идёт набор каждый год, только через три-четыре, я всё-таки надеялся продолжить обучение. Позвонил в академию, где ко мне по-человечески отнеслись и сказали: «Приезжайте, привозите все свои справки, что Вы были в армии, экстерном закроем Вам сессию и дальше будете учиться на своём же курсе!». Но мне не повезло, за две недели до приезда в Петербург вышел закон о невозможности сдачи экзаменов экстерном. Причём я приехал и неделю успел проучиться, а потом меня вызвали и сказали: «Артем, извините, но Вы больше не можете продолжать обучение». И мне пришлось ждать два года, пока возьмут новый состав. Зато я мог не приезжать на вступительные экзамены и не сдавать повторно первую сессию. И потом уже приехал в сформировавшийся коллектив и влился в эту труппу. И сейчас у меня тьма знакомых и друзей по всей стране. Так я доучился.
— И чем Вы занимались эти два года? Работали также в областном театре кукол?
— Да, я одно время работал и в театре музыкальной комедии и в театре кукол. А потом стало совпадать время постановок, то есть в 11:00 мне необходимо быть сразу в двух местах одновременно. И пришло время выбирать. Мне посоветовали идти в театр-кукол, потому что они много где гастролируют, ездят по разным городам и странам. У музыкальной комедии таких привилегий мало из-за масштаба декораций, костюмов, и поэтому я решил остаться с куклами.
— Получается, Вы пришли в театр кукол не намерено, а как стечение обстоятельств?
— Получилось, что да. Когда я окончил училище культуры, я хотел связать свою жизнь с театром. То есть сцена меня прельщала. И все дороги шли в театр кукол. Но только после армии, после этих двух лет ожидания, и на обучении на втором или даже третьем курсе я стал понимать и осознавать, куда я пришёл, зачем я пришёл, а тут, оказывается, надо работать. И только в академии я это осознал, не без помощи, безусловно, преподавателям-мастерам А.Я. Стависскому и Т.Р. Стависской.
— Расскажите про саму методику преподавания работы с куклами?
— На первом курсе в основном все занятия на раскрепощение. Именно работа с тобой как с актёром, потому что функционирование с куклой предполагает собой «ширму» самого актёра. И это ни есть хорошо для артиста. Потому что в современном театре кукол нужно уметь играть и так, и так. В основном это всякие упражнения, например, ПФД— память физических действий. Вы выходите на сцену и делаете всё без предметов, но зритель должен понять, что Вы хотите изобразить, например, сесть и завести машину, и тому подобное. А потом начинается система кукол: сначала перчаточная, я помню, что за два дня мы показали мастерам около ста шестидесяти этюдов. Я помню ещё сильно болели запястья и пальцы, но потом, конечно, мышцы уже привыкают, и всё входит в автоматизм. Последний курс — это самое непростое— работа с марионетками.
— Когда Вы впервые вышли на сцену? И первое знакомство с куклой, расскажите об этом.
— На сцену театра местной музыкальной комедии я вышел на втором курсе. Так сложилось, что мне негде было проходить практику, и меня отправили туда. Там я, так сказать, мало чем занимался, буквально болтался без дела. Пока в театр не приехал режиссёр из другой области. Он заметил, что я тут брожу по театру как неприкаянный. И занял меня в эпизоде своего спектакля «Летучий корабль», который был реализован на современный лад. Там была одна сцена: два героя начинают драться, а из зала выходит настоящий полицейский, заламывает руки одного из участников и уводит за кулисы. Собственно, этим полицейским был я: форма, козырек, свисток. И это была самая первая моя роль. И, кстати, именно это фото, где я в роли блюстителя порядка, и было опубликовано в газете, то есть папа эту фотографию всем носил потом и показывал (улыбается). Вот так я стал выступать. Там были разные направления, в том числе и работа с куклами. И надо сказать отдельное спасибо артисту и руководителю театрального коллектива Владимиру Владимировичу Кузнецову, который приводил нас в театр кукол и безумно интересно и с юмором рассказывал и про кукол, и про постановки, поэтому я всегда старался не опаздывать на эти занятия. Вы знаете, у меня не осталось в памяти такого момента, что я взял куклу в руки и понял, что это мое, и мы с ней обнялись и до сих пор она лежит у меня в рюкзаке (смеётся). Нет, конечно. Я на самом деле весьма смутно помню первые свои работы в театре-кукол. По-моему, первый мой спектакль назывался «Сказка-загадка», а второй «Дом, который построил Джек». И самое главное, когда ты работаешь в таком театре кукол, где в основном детский репертуар, тебе как актёру хочется расти и выступать на взрослую аудиторию, что это уже перерастает в идею фикс. Но в ивановском областном театре-кукол совершенно не было постановок для взрослых. Потому что они сделали одну постановку, никто не пришёл, и было решено ставить спектакли только для детей. Но так хотелось сыграть что-то серьёзное. И в этом помогла академия. То есть ты приезжаешь сессию и мастера курса тебе дают такую возможность, и можно творить, что хочешь.
— Как Вы оказались в городе Оренбурге?
— Я уволился из ивановского областного театра-кукол где-то в 2014 году. И почти два года работал всем кем можно: грузчиком, на складе рыбы, только не актером.А отправляться на обучение было с каждым годом сложнее. Потому что денег не было совсем, я всё откладывал на сессию. На месяц съездить в город на Неве, и все твои финансы быстро испаряются. То есть я приезжал обратно, можно сказать, буквально, с пустыми карманами. Я коллегам, разумеется, рассказал, что я теперь без театра. Они немного под суетились, выяснили, что в городе, где они непосредственно работали, нехватка кадров, есть одно место. И попросили перезвонить руководителю театра В.А. Смирнову. Это было как раз накануне моего приезда из Петербурга. Я помнил, что надо позвонить этому художественному руководителю, но вот когда я приехал,я узнал, что у меня не стало мамы. Для меня это всё было очень тяжело. И я в результате совершенно забыл про просьбу друзей и не перезвонил. А через какое-то время они мне звонят и сообщают, что взяли уже другого актёра.Я подумал: «Ну не судьба значит, ладно, чёрт с ним». И я продолжил работать на складе рыбы. Пока мне однажды не позвонил сам художественный руководитель оренбургского театра-кукол В.А.Смирнов и сказал, что они готовы принять ещё одного сотрудника в свой театр и что они меня ждут после зимней сессии. Я так был рад, что мог отправиться сиюминутно, потому что меня в моём городе уже ничего не держало. Я ещё переспросил: «Почему так долго?». Он мне ответил, чтобы собрать все документы для предоставления жилья. То есть я ещё попал на тот период, когда приезжим давали крышу над головой, сейчас, к сожалению, такого нет. И вот я приехал в феврале 2016 года, и меня практически сразу ввели во взрослый спектакль «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, о чём я так долго мечтал. В чём большой плюс оренбургского областного театра-кукол, так это в разнообразном репертуаре как для детей, так и для взрослых.
—Вы два года не выходили на сцену, не потеряли ли опыт, форму? Быстро ли восстановились?
— Да, я стал это отмечать ещё в академии, например, в движениях, в тех же этюдах. Особенно после работы грузчиком, мышцы все одеревенели и их расслабить очень сложно, поэтому всё получалось немного угловато. Опыт можно, конечно, потерять, если актёр длительно не будет выходить на сцену. Есть понятие таланта, а есть понятие профессионализма. Вы можете быть очень талантливым человеком: пускать слезу или заразительно смеяться, когда тебя попросят. Но если Вас без подготовки выпустить на публику и попросить потанцевать, то Вы, впервые услышав музыку, не сразу сможете вступить в правильный ритм. Но если ты получил железную основу профессии, как было у меня, ты не потеряешься, потому что это доходит до механизма, и если какое-то время не участвовать в постановках, то, бесспорно,можно быстро восстановиться.
— Есть ли у Вас какие-то проекты, которые бы хотелось реализовать? И есть ли такая роль— мечта, которую хотелось бы исполнить?
— Я как раз в период самоизоляции испугался того, что могу остаться без средств к существованию. Вспомнил слова отца, что надо что-то уметь делать руками. А у меня руки-крюки, как говорится (улыбается). То, что делает Иван Панин за час, я не смогу и за неделю. Поэтому я решил что-то написать. Признаюсь, давно уже была задумка и сюжет, но всё не хватало времени. И за время пандемии я написал сценарий для короткометражного фильма. Но пока он ещё в работе, вероятно, вскоре я его буду выводить в свет. Вдобавок появилась другая трудность: необходимо ещё научиться снимать кино, я же этого никогда не делал (улыбается). Так что ещё работы много. А про роль-мечту я могу сказать, что мне бы хотелось исполнить роль таким образом,чтобы потом всем хотелось её сыграть. То есть, например, тот же дядя Митя в «Любовь и голуби», то, как сыграл его С. Юрский, никто не сможет. И есть такие роли, которые уже не перепрыгнешь. Но я, например, спрашивал у своих коллег из труппы о том, как им персонаж «Джокер» в исполнении Х. Феникса. И, к моему удивлению, некоторые отвечали:«Я бы исполнил лучше». «Надо же какие все талантливые»,— подумал я тогда. Потому что, если у сварщика шестого разряда есть предел, то в театральной профессии нет предела к совершенству
— Как Вы любите отдыхать от театра?
— С друзьями и коллегами из театра «Пьеро» мы любим поиграть в футбол и настольный теннис. А ещё люблю проводить время с семьей, вот как раз скоро поедем в мой родной город на машине: я, жена и сын. В этом и есть отдых и счастье.
PS: Статья написана в рамках проекта:
#ТеатрВоМне #БытьКультурнымМодно #МолодежьЕвразии
Фотохудожник— Виталий Медведев
Корреспондент и автор— Анна Калачинская
Организатор и вдохновитель — Юлия Шошина
Лингвист-корректор— @id5377719(Елена Городецкая)
Вас может заинтересовать
17 сентября 2024
Победа на фестивале в Выборге11 сентября 2024
Фестивальный вояж Оренбургского театра кукол10 сентября 2024
Спектакли в октябре28 августа 2024
Учебник по детоведению, или Почему нужно пойти на спектакль26 августа 2024
Оренбургский театр кукол отправился на учебу во Владимир19 августа 2024
Оценить качество услуг, оказываемых театром16 августа 2024
Оренбургский областной театр кукол поборется за «Золотую Маску»5 июля 2024
Репертуар на сентябрь 2024 года1 июля 2024
О работе театральной кассы летом30 июня 2024
До встречи в сентябре!