1935 год
Оренбургский областной государственный театр кукол начал свою постоянную деятельность в 1935 году.
На летней эстраде детского парка им. Кирова С.М. 18 июля стояла бархатная темно-зеленая ширма, и ровно в 6 часов вечера парк заполнили ребята из пионерских лагерей, детских садов и школ. Собравшимся был показан первый спектакль «Ивашка-батрачонок» М.Лидеман, поставленный режиссером Б.Е.Силичем в содружестве с художником Ю.Яковлевым.
с 1935 по 1945 гг
Первое десятилетие с 1935 по 1945 г.г. артисты работали с перчаточными куклами.
Известие о начале войны настигло коллектив на гастролях, на станции Аккемир Актюбинской области. В 1941 г. театр поставил 7 спектаклей, в числе которых были две эстрадные программы: «За великую землю Cоветскую» С. Маршака, М. Алигер и Е. Суркова и «Фашистских гадов бей, как надо» Арго, Громова, Гольденберга, Ленч и Лукацкого. С мая 1943 по март 1945 года было самое тяжелое время для театра, когда в труппе оставалось всего 4 артиста: Николай Александрович Плешков, Антонина Николаевна Мухина, Белла Семеновна Шехтер и Муза Викторовна Князевская. Несмотря на сложности, в ускоренном темпе шли репетиции нового спектакля «Волшебная калоша» А.Матвеева.
Осенью 1943 года коллектив обслуживал освобожденную от фашистских захватчиков Воронежскую область. Играли в землянках, в палатках, медсанбатах, на сеновалах, где лежали раненые, и на батареях, в ущельях, иногда во дворах госпиталей. Спектакль «Неумирающий Антон» был настолько популярен, что в народе его окрестили «Бессмертный Антон». За гастроли в Воронежской области, где было показано 129 спектаклей, театр был награжден Почетной грамотой Воронежского облисполкома. Домой вернулись 23 февраля 1944 года. Подготовили новый спектакль «По щучьему велению» Е. Тараховской и с 28 июля по 15 сентября 1944 года обслуживали войска действующей армии Карельского фронта. Отзыв Остапова, начальника дома Красной Армии Карельского фронта, фиксирует, что «работоспособный коллектив Чкаловского театра кукол в напряженной обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов за период их короткого отдыха после боя или перед боем, давал в день по 3-4 спектакля, играя в лесу, в землянках.
Не снижая художественного уровня, было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18900 зрителей». Семь человек из театра ушли на фронт. В майские дни 1942 года круто изменила свою судьбу молодая актриса Анна Богатырева, которая после окончания курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи отправилась на передовую. Возвратилась в Оренбург в 1944 году, после ранения. В труппе прибавилась актриса-фронтовичка с медалью «За оборону Сталинграда».Погиб, защищая Брест, актер Олег Циглер. 18-летним юношей добровольцем ушел на фронт комсомолец, электрик театра Николай Кашковский. В 1943 г. гвардии лейтенант, танкист Николай Федорович Кашковский погиб в боях за город Будапешт. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны актеры Иван Горин и Георгий Каскайкин. День Победы театр встретил дома, в Оренбуржье, на гастролях в Абдулино. Самоотверженный труд артистов в годы Войны был оценен правительственными наградами. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» награждены 8 членов творческого коллектива. С 1945 г. в арсенале театра появились тростевые куклы.
с 1949 до 1965 гг
Театр возглавлял директор Михаил Давыдович Арановский. В 1954 году он пригласил в театр Зитту Вячеславовну Ладонкину, заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР, которая и была главным режиссером до 1961 г. С 1954 года завязалась большая и крепкая дружба с целинниками. Наш театр был первым театральным коллективом, который регулярно выезжал на целину со спектаклями для тружеников целинных земель. Двадцатилетие Чкаловский театр кукол отмечал 5 февраля 1956 года в ДК им. Дзержинского, так как своего помещения не было. Подводя итоги юбилейного года, газета «Чкаловская коммуна» отмечала: «За 20-летие театр выпустил 80 пьес, некоторые из них выдержали сотни представлений. За все время спектакли театра кукол посмотрели 1 млн.710 тыс. зрителей. За время существования театр совершил 52 гастрольные поездки. Он побывал на станциях Оренбургской дороги, выступал в Воронежской области, на Куйбышевской ГЭС, на Юго-Восточной железной дороге. Только за 56-57 г.г. театр проехал по сельским дорогам более 40 тыс. километров, обслуживая районы освоения целинных земель. Большая группа артистов театра была награждена медалями «За освоение целинных земель». Среди награжденных были: М. В. Князевская, А.Н.Мухина, Н.А.Плешков, И.М.Маленкова, Д.М.Селютина, директор театра М.Д.Арановский.
Много лет работал в театре скульптор, бутафор и художник Николай Максимович Беззубцев, один из основоположников советского театра кукол и создателей тростевой куклы. 140 представлений выдержал его спектакль «Ночь перед Рождеством», поставленный к 100-летию со дня смерти Н.Гоголя.
В ноябре 1960 года театр кукол получает стационар на 200 мест по адресу: ул. Советская, 23, где ранее находилось отделение Госбанка и магазин. Помещение, где и сейчас размещается театр, является частью памятника истории и культуры ХVШ века — Гостиный Двор. Это одна из первых крупных торговых построек города-крепости Оренбург, выполненная в стиле петровского барокко, архитектор Иоганн Вернер Мюллер. С появлением собственного стационарного помещения оренбуржцы смогли по-настоящему познакомиться с одним из старейших театров кукол страны. Именно здесь коллектив отмечал свой первый юбилей — 25 лет со дня основания. Торжественный вечер проходил 24 марта 1961 года. Газета «Советская культура» сообщала: «В день юбилея театр приветствовали представители общественности, а также работники кукольных театров Башкирии, Сталинграда и Омска. Присутствовавшие горячо поздравили коллектив театра, и особенно его ветеранов — А.Мухину, М.Князевскую, Н.Плешкова».
с 1960 по 1971 гг
11 лет, с 1960 по 1971 гг, творческой деятельностью театра руководил один из ведущих режиссеров страны Роман Борисович РЕНЦ. Именно он дал театру энергию творческого разбега. Репертуар формировался так, что на спектакли театра кукол стремились попасть не только дети, но и взрослые. Начиная с 1961 года новости о творческой жизни театра стали регулярно появляться в журнале «Театральная жизнь». С 18 февраля по 4 марта 1963 года состоялся первый творческий отчет коллектива в Москве.
В гастрольной афише были представлены спектакли: «Волшебник изумрудного города» А.Волкова, «Снегуркина школа» Ландау, «Веселая карусель» Тихвинского и Айзенштадта. Спектакли игрались на сцене Центрального театра кукол, в клубах им. Серафимовича, «Алмаз» и «40 лет Октября». З марта спектакль «Веселая карусель» Оренбургского областного театра кукол был показан по первой программе Центрального телевидения. Р.Б.Ренц своевременно начал заботиться о творческой смене актерского состава. Под его руководством в сентябре 1964 года при областном театре кукол открывается Государственная театральная студия. С 1964 по 1970 г. г. состоялись два выпуска трехгодичных студий под его руководством.
Третью студию выпускала режиссер Людмила Михайловна Филиппова. Выпускники театральных студий при театре и сейчас составляют основу его творческой труппы. 25 декабря 1964 г. в Оренбурге состоялось уникальное событие. Впервые в СССР на сцене театра кукол была осуществлена постановка спектакля «Маленький принц» А. Экзюпери. Инсценировка принадлежала Роману Борисовичу Ренцу. Музыку к спектаклю написал оренбургский композитор Давид Генделев. Художники Л. Колупаева, Л.А.Григорьева, И.Жердер создали удивительные куклы, которые до сих пор хранятся в музее театра. На премьере присутствовали участники творческой лаборатории режиссеров и художников РСФСР под руководством народного артиста СССР С.В.Образцова, которая с 25 по 29 декабря проходила на базе нашего театра.
c 1966 по 1981 гг
С 1966 по 1981 год директором театра был Олег Евгеньевич Милохин, заслуженный работник культуры РФ. Известный актер, председатель оренбургского отделения ВТО, он приложил все силы, для того, чтобы сделать областной театр кукол центром театральной жизни области. На базе театра проходили всероссийские семинары драматургов и режиссеров театров кукол, активизировалась гастрольная деятельность. 2 апреля 1966 г. театр принят в члены УНИМА (Международный Союз кукольников).
6 июля 1968 г. главному режиссеру театра Р.Б.Ренцу было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». В июле 1970 года Оренбургский театр кукол первым из периферийных театров был удостоен чести представлять советский театр кукол на 2-м Международном фестивале театров в Венгрии. Это было событием государственной важности! Спектакль «Хочу быть большим» стал дипломантом фестиваля. С 1972 по 1983 гг. театром руководила режиссер Людмила Михайловна Филиппова, воспитанница Ренца и его последователь.
80-е годы
80-е годы стали временем расцвета театра, что было связано с приходом талантливого директора Владимира Натановича Флейшера (1982 по 1997гг). Ему удалось привлечь к работе на оренбургской сцене таких признанных мастеров кукольной сцены, как Виктор Шрайман, Валерий Вольховский, Сергей Столяров, Станислав Железкин, Анатолий Тучков, Юрий Фридман. В 1982 г. он пригласил из Ленинграда известного режиссера Михаила Хусида, за которым закрепилась слава смелого экспериментатора и опытного воспитателя молодежи.
Михаил Александрович не только ставил спектакли, но и руководил отделением «Актер театра кукол», открытом при Оренбургском музыкальном училище. На этом курсе учились: Давид Бурман, Александр Заболотный, Наталья Акимова, Лариса Каллиома, Юрий Самойлов и др. Александр Заболотный сегодня возглавляет театр кукол в г. Пскове, Давид Бурман стал продюсером, он Президент и Директор Международного фестиваля КУКАRТ(Санкт-Петербург), Юрий Самойлов — главный режиссер театра кукол «Сказ» в Новокузнецке, Наталья Акимова — ведущая актриса нашего театра. Не потерялись в культурном пространстве страны и другие выпускники. С 1982 года М.Хусидом было поставлено 5 спектаклей: «Золотой конь» Я.Райниса, с худ. С.Таракановым, «Чудо-юдо» Г.Погодина с худ. В.Платоновым, «Что было после спасения» Ю.Копасов, Ю.Соболев, художник В.Платонов и Ю.Соболев, режиссер слайд-фильма Ю.Соболев, «Куда ты, жеребенок» Р.Москова, худ. В.Платонов, «Петр 1 и солдат» Л.Кожевникова, художник А.Гольдберг. С 1983 по 1984 главным режиссером был Сергей Всеволодович Столяров.
В 1985 году в Оренбурге впервые проходил 5 фестиваль театров кукол Урала, привлекший огромное внимание специалистов театра и зрителей. Оренбуржцы представляли спектакль «Соловей» Г.Х.Андерсена, где С.В.Столяров предстал не только режиссером, но и художником спектакля. Пластикой и движением скрупулезно занимался известный московский специалист Феликс Иванов. С 1 по 23 октября 1985 г. в Ленинграде с успехом прошли гастроли оренбуржцев.
c 1986 по 1991 гг
С 1986 по 1991 г. главным режиссером театра был Александр Борисович Ярилов. В содружестве с директором формируется труппа, выстраивается интересная репертуарная политика, планируются гастроли.
Театр начинает активно выезжать зарубеж: 1988 г.- в Югославию (Загреб) — «Старый фонарь» по Г.-Х.Андерсену, 1989 г. — гастроли в Польше со спектаклем «Кошкин дом» С.Маршака, 1990 г.- участие в международных театральных фестивалях во Франции (Тулуза, Нанси) и Перу — «Принцесса на горошине» по Г.Х.Андерсену. 1992 г.- гастроли в Болгарии (София) — «Аленький цветочек» С.Аксакова и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина. В 1997 г. гастроли в Польше (Легницкое воеводство) со спектаклем «Красная шапочка», 1999 г. — участие в Международном театральном фестивале в Киеве спектаклем «Петрушка» А.Заболотного.
2000 г.
В 2000 г. — на VШ фестивале театров кукол Урала в Челябинске за спектакль «Красная шапочка» театр получает диплом «За художественную целостность спектакля» и принимает участие во II Международном фестивале «Гостиный двор» (Оренбург) спектаклем Ю.Фридмана «О, Аладдин!». Критика отмечает ансамблевый характер спектаклей, высокую пластическую культуру, умение актеров работать в разной стилистической манере. В последнее время традиционными стали обменные гастроли театра с творческими коллективами Уфы, Казани и театрами Казахстана (2001-2008г.г.)
2006 г.
В марте 2006 года коллектив отметил 70-летие. Сезон завершился пятидневным корпоративным научно-практическим семинаром «Областной театр кукол: время перемен». В декабре со спектаклем «Морозко» театр стал дипломантом первого «Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине». За сезон было поставлено 4 новых спектакля, и возобновлены два, пользующихся популярностью.
2007 г.
В 2007 г. начала осуществляться Программа «Куклотерапия», разработанная специально для больных детей (слабо слышащих, плохо видящих, с церебральным параличом и др.болезнями), проживающих в интернатах и не имеющих возможности в силу специфики заболевания воспринимать произведение театрального искусства вместе с другими детьми. Проект театра вызвал интерес у педагогов, психологов, медиков, заинтересовал управление социальной защиты г.Оренбурга.
С начала 73-го сезона, в 2007 г. главным режиссером театра становится заслуженный артист России Вадим Александрович Смирнов. Вслед за главным режиссером труппу пополнили артисты Елена Смирнова и Платон Селивановский, чуть позже — выпускники Нижегородского театрального училища Арина Юдинцева, Кирилл Смирнов, Иван Панин и Алексей Гордеев.
Главному режиссеру удалось возобновить в Оренбургском театре традиции постановок спектаклей для взрослых. «Женитьба Бальзаминова» покорила зрителей Москвы, Омска и Нижнего Новгорода. Во многом благодаря постановкам Смирнова «Тень», «Генералы в юбках», «Маленькие трагедии» — молодежь смогла ощутить всю глубину, серьёзность и привлекательность театра кукол. Обладая еще и педагогическим даром, главный режиссер передает его молодежи. Сегодня студенты СПГАТи А.Юдинцева и К.Смирнов руководят актерским курсом кукольников в Оренбургском колледже культуры и искусства.
Все чаще спектакли театра можно увидеть в афишах Международных театральных фестивалей гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Душанбе, Казани и Актобе, Омска, Кирова и других городов.
2014 г.
В мае 2014 года в рамках Года культуры в России при поддержке Правительства Оренбургской области, Союза театральных деятелей РФ Оренбургский областной государственный театр кукол проводил Международный фестиваль «Гостиный двор». Право принимать гостей было предоставлено фестивалю театров кукол «Маленький принц» со спектаклями для молодежи и взрослых.
За пять фестивальных дней Оренбургскому зрителю были представлены 13 коллективов театров кукол России, ближнего и дальнего зарубежья, показавших лучшие спектакли по произведениям Шекспира и Чехова, Пушкина и Стриндберга, Лермонтова и Дюрренматта, Б.Шергина и Н.Гоголя. Спектакли фестиваля показывались на четырех сценических площадках г.Оренбурга. В общей сложности их увидели более 4000 зрителей. На фестивале работала представительная коллегия критиков в составе: Шраймана Виктора Львовича, Бунатян Рузанны Вандиковны, Голдовского Бориса Павловича, Моновой Нины Валерьевны, Некрыловой Анны Федоровны, Кальвиной Альбины Михайловны и Текутьевой Татьяны Викторовны. В дни фестиваля состоялся мастер-класс доктора искусствоведения, профессора, президента Центра им.С.В.Образцова Бориса Павловича Голдовского, с великолепной презентацией его книг по истории и режиссуре театра кукол. В областном театре кукол провел мастер-класс актер и руководитель Лондонского уличного театра Конрад Фредерикс.
Театр сегодня
Сегодня в афише театра более 30 спектаклей для детей и взрослых. Критики отмечают ансамблевый характер спектаклей, высокую пластическую культуру, умение актеров работать в разных стилистических манерах.Дружный коллектив театра под руководством художественного руководителя, заслуженного артиста РФ Вадима Смирнова работает слажено и вдохновенно . Впереди новые горизонты и освоение новых творческих задач.
Подробно об истории Оренбургского областного театра кукол, его актёрах, спектаклях, фестивалях вы сможете узнать, заглянув на страницы книги «Люди и куклы» Е.П.Шараповой.