КАК КУКЛЫ ВОЕВАЛИ

В самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, до 1944-го, бессменным художественным руководителем областного театра кукол была М.И.Саввина.
В памяти тех, кто работал в ту пору, на всю жизнь остался сезон 1940-41 годов, когда трудились, не замечая времени. Отправляясь весной на гастроли, коллектив был полон надежд на творческое будущее, на скорую премьеру спектакля «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру.
Известие о начале войны настигло коллектив на гастролях, на станции Аккемир Актюбинской области. Свидетельство тому – строчки из рукописного журнала «Жизнь на колёсах»: «На этом журнал кончает свою короткую жизнь, так как 22-го июня над Советским Союзом разнеслась весть о наглом и неслыханном по своей вероломности нападении Германии на Советский Союз». 29 июня театральный вагон 3149 прибыл в Чкалов. Когда вернулись домой, естественно возник вопрос: нужен ли театр в годину тяжелых испытаний, до кукол ли теперь? Очень скоро поняли, что нужны как никогда. В 1941 году в Оренбуржье было эвакуировано более 90 предприятий. Город наполнился эвакуированными семьями с детьми из разных областей, захваченных фашистами.
7 июля 1941 года директора всех областных театров получили письмо, подписанное начальником отдела по делам искусств Чкаловского облисполкома В.Горским и председателем обкома РАБИС Ф.Зубаревым, читая которое и сегодня проникаешься чувством ответственности, возложенной на деятелей театра. «Вероломное разбойничье нападение озверелого германского фашизма на нашу социалистическую Родину подняло весь советский народ на священную Отечественную войну за правое дело, за Родину, за честь, за свободу. …Огромные и почетные задачи в борьбе за Родину встали перед советским искусством. В первую очередь – повышение агитационно-пропагандистской роли и активности всей учреждений искусства, особенно театров».* *- ф.1498, оп.1,д.2, с.75.
Предлагалось провести ряд мероприятий по коренной перестройке работы каждого театра. В первую очередь необходимо было пересмотреть репертуар, «включив в него пьесы на темы воспитания и отражения патриотизма народов нашей Родины, показа героического прошлого народа в борьбе за свободу и независимость. Перед каждым актером поставить как обязательную задачу в кратчайший срок подготовить особый репертуар для индивидуального и группового исполнения, используя актуальный эстрадный репертуар и материал из центральных газет».*
В области организационных мероприятий предлагалось «обеспечить новые формы и методы работы театров, добившись их гибкости, подвижности, умения работать в любых условиях (на предприятиях, в красных уголках призывных пунктов, колхозах, прифронтовой полосе и на фронте)». **
Параллельно с созданием спектаклей предлагалось организовывать постоянные бригады из пяти-девяти человек со специально подготовленным репертуаром — с программами от сорока минут до полутора часов. Надо было перестраиваться, находить новые формы работы со зрителем, в том числе и взрослым.
Июльским распоряжением Чкаловского облисполкома театр кукол был переведен из помещения областного дома народного творчества (ОДНТ) на Советской, 19, где находился вместе с Союзом художников и отделением Всероссийского театрального общества (ВТО), а также татарским театром, в помещение Дома пионеров на переулке Хлебном. Ему предоставлялись зрительный зал для репетиций и складское помещение для хранения театрального имущества. В тоже время дирекцию клуба им. В. И. Ленина обязали периодически предоставлять зрительный зал для выступлений театра кукол.
Театр оперативно менял репертуарную политику. В очень короткие сроки была приготовлена концертная программа в живом плане «За Великую землю Советскую», состоящая из произведений С.Маршака, М.Алигер и песен на стихи А.Суркова, Лебедева-Кумача и других советских авторов. С ней актеры выступали перед воинскими частями, формирующимися в городе. Одновременно в спешном порядке готовили кукольный спектакль «Армейские сказки» Л. Браусевича и Бычкова. По вечерам артисты помогали обустраивать госпитали.
* — ф.1498, оп.1,д.2, с.75. • **- см. там же
Только к декабрю 1941 года появляется требуемая мобильная агитационная и художественная программа — эстрадное кукольное обозрение «Фашистских гадов бей, как надо!» на тексты Арго, Громова, Л.Ленча, Гольденберга, и Лукацкого. Первое представление состоялось в подшефном госпитале в помещении медицинского училища на Пушкинской улице, в зале, превращенном в палату почти на 100 человек. Небольшая ширма, которая помещалась в коридорах, позволяла играть и в палатах, а летом и на природе. Отдельные сцены из этой программы артисты показывали в ночных концертах в пользу фронта на сцене драматического театра.
С этого момента шефская работа театра пошла полным ходом. Иного транспорта, кроме санок, не было, и все свое оборудование артисты возили на них. Все тяготы военного времени легли на женские плечи, так как мужчины ушли на фронт. В труппе осталось шесть человек, с единственным представителем сильного пола Н.А.Плешковым.
Весь 1942 год играли на разных площадках Оренбурга, активно ездили по области. Маршрут пролегал от Бугуруслана до Медногорска и Ракитянки, в народ везли эстрадные программы и новые спектакли для детей: «Три толстяка» Ю. Олеши, «Красная шапочка» Е. Шварца. К октябрьским дням сделали новую эстрадную программу — «От мала до велика» на тексты Арго, Немченко и Чихарькова. По клубам ездило и музыкальное трио — Мария Дриженко (рояль), Порваев (скрипка) и Зобин (виолончель) с исполнением песен, романсов и классических произведений.  Весной 1943 года по направлению отдела искусств при облисполкоме театр выехал на сельские гастроли со спектаклем «Неумирающий Антон» С. Преображенского. Поездка превзошла все ожидания. Коллектив везде был желанным гостем. Школы и клубы, где доводилось играть, были переполнены. Спектакль с его идеей о несгибаемости русского народа при любых трудностях помогал утверждать веру в Победу. С марта 1943-го по июнь 1944 года спектакль прошел 264 раза! После этого турне театр стал получать приглашения из других районов для обслуживания тружеников села во время уборочной компании. В следующие поездки в репертуар включили новый одноактный спектакль «Опасная болезнь» С.Сперанского о колхознике Симуляшкине, которого очень смешно в сатирических красках играла Белла Семеновна Шехтер. Белла Шехтер, актриса Одесского театра кукол, оказалась в труппе Чкаловского театра, попав в эвакуацию. Она самоотверженно служила оренбургской сцене с мая 1943 по март 1945 года. Это было самое тяжелое время, ведь в труппе оставалось всего четыре артиста — Н.А.Плешков, А.Н.Мухина, Б.С.Шехтер и Л.В.Ведерникова. Несмотря на сложности, в ускоренном темпе шли репетиции нового спектакля «Волшебная калоша» Г.Матвеева. В конце июля комиссия, состоявшая из представителя Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР Л.Самборской, вместе с общественностью города и работниками искусств из министерства, приехавшая принимать спектакль, одобрила творческие искания театра.
* — «Спутник детворы», Чкаловская коммуна, 9.12.1941
Осенью 1943 года комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР предложил Оренбургскому областному театру кукол выехать на обслуживание освобожденной от фашистских захватчиков Воронежской области. 27 ноября 1943 года театр отправился в дорогу. С собой взяли два спектакля для взрослых и детский спектакль «Волшебная калоша».
До Воронежа добирались десять дней, в оттепель, в переполненных вагонах-теплушках, с бесконечными пересадками. Прекрасный русский город лежал в руинах. Все местные театры разрушены, труппы в эвакуации, транспорт не работал. Нехитрые декорации и ширму оренбургский культурный десант перевозил по развалинам города где на салазках, где на тачке. За время тяжелого путешествия одежда истрепалась, и на спектакли энтузиасты театра кукол ходили почти разутыми, плохо одетыми. Жили в уцелевшем от бомбежек подвале. Спектакли театра смотрели в основном взрослые, восстанавливающие Юго-Восточную железную дорогу и освобожденный Воронеж. Наградой за труд были всегда переполненные зрительные залы. Спектакль «Неумирающий Антон» в народе окрестили «Бессмертный Антон», так он был популярен. Играли на батареях, в землянках, в палатках, в медсанбатах, на сеновалах, где лежали раненые, просто на земле, иногда в лесу, иногда во дворах госпиталей, один раз даже в прачечной.
За воронежские гастроли, когда было показано 129 спектаклей, обслужено 49300 зрителей, театр наградили почетной грамотой Воронежского облисполкома. Персонально почетными грамотами были награждены директор театра А.Ф.Козловская, администратор А. М. Цехова,актеры Н.А.Плешков, А.Н.Мухина Л.В. Ведерникова, Н.М.Кабанов, Б.С. Шехтер., И.Ф.Обухова, М.Ф.Дриженко, М.Алфимова, И.Х.Максютов.
В Оренбург театр вернулся 23 февраля 1944 года. Репетировать новый спектакль было негде. Выехали на гастроли в г. Медногорск, где между спектаклями умудрялись работать над новой постановкой. Помощь пришла от секретаря обкома КПСС по агитации и пропаганде Александра Яковлевича Жукова, который разрешил театру репетировать в Колонном зале Дома Советов. К 1 мая был сдан спектакль «По щучьему велению» Е. Тараховской. Его в течении трех месяцев, с 28 июля по 15 сентября 1944 года, театр кукол в составе десяти человек показывал в войсках действующей армии Карельского фронта. Фронтовой маршрут театра был сложным – Москва — Беломорск-Петрозаводск, Соу-Ярви, Рио-Товара,Эхкиля, Лепинь-Ельня, Валенкуля, Кочкома, по реке Черика-Кемь. Вечерами ширму освещали фары машин.
Везде находились земляки. После спектакля они бросались к артистам, старались пожать руки, поцеловать, хотя раньше не были знакомы. Просили после возвращения посетить их семьи, писали записочки и адреса. Отзыв начальника дома Красной Армии Карельского фронта Остапова зафиксировал, что «работоспособный коллектив Чкаловского театра кукол в напряженной обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов за период их короткого отдыха после боя или перед боем, давал в день по 3-4 спектакля, играя в лесу, в землянках, полевых госпиталях, палатках медсанбата, в частях и подразделениях переднего края. Не снижая художественного уровня, было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18900 зрителей».-*
Огромной популярностью у солдат пользовался спектакль «По щучьему велению» Е.Тараховской. С 1944 по 1946 год он был сыгран 350 раз – небывалое количество представлений! За работу на фронте актеры получили персональные благодарности от командования фронтом.
Семь человек из театра добровольцами ушли на фронт. В майские дни 1942 года круто изменила свою судьбу молодая актриса Анна Богатырева, игравшая восточную красавицу Будур в «Волшебной ламп
е Аладдина» и других сказочных персонажей. После окончания в Сталинграде курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи, она попала на передовую, в самое пекло. Вернувшись в Оренбург в 1944 году после ранения, Анна снова пришла в театр. Труппа пополнилась актрисой – фронтовичкой, Анна Богатырева награжденной медалью «За оборону Сталинграда». А вот актер Олег Циглер не вернулся с войны, погиб в Бресте. Последнее письмо от него пришло в театр,датированным 20 июля 1941 года.• — Васильев А. «По щучьему веленью», «За отчизну»,7.09.1944
Восемнадцатилетним юношей добровольцем ушел на фронт комсомолец, электрик театра Николай Кашковский. Гвардии лейтенант, танкист Николай Федорович Кашковский погиб в 1945 году в боях за город Будапешт. Погибли, защищая Родину, актеры Иван Горин и Георгий Каскайкин. Светлая им память.
В самые тяжелые дни войны зрительные залы школ, Николай Кашковский клубов были переполнены. В тылу было сыграно 182 шефских спектакля, обслужено 73 тысячи зрителей. Искусство театра кукол, народного, оптимистичного по своей сути, было востребовано. Свидетельств тому много, одно из них — бережно хранимая благодарность от лейтенанта из госпиталя: «Спасибо, друзья! За прекрасный час!
За теплые чувства привета.
Как радостно знать, что больная душа
Родины лаской согрета!»
Самоотверженный труд артистов был отмечен правительственными наградами. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» награждены восемь членов творческого коллектива.
С 1944 по 1952 год театром руководила режиссер А.И.Нилова-Фандерфлит. Александра Ивановна дружила со своими коллегами из драматического театра. Дружба была творческой. В 1945 году на кукольной сцене в качестве режиссера впервые попробовала себя замечательная артистка, корифей областного драматического театра им М Горького, заслуженная артистка РСФСР Александра Яковлевна Садовская. В следующем сезоне А..Нилова ставит спектакль «Кошкин дом» С. Маршака в содружестве с заслуженным деятелем искусств РФ, главным художником драмтеатра Д.Н. Фомичевым.
Творчество А.И.Ниловой, прошедшей в театре путь от актрисы до главного режиссера, отличали высокая культура, прекрасное знание специфики кукольного театра и детской психологии. Александра Ивановна училась у своих коллег по драматическому искусству и успевала подмечать новые веяния в театрах кукол. Именно она поставила первый тростевой спектакль «Сказка о солдате Иване, Ветре вольном, Зорюшке прекрасной и об Идолище поганом» С. И. Преображенского. Художественное оформление спектакля и куклы создавала художник Т.Г. Постникова.
Тростевые куклы в арсенале оренбургских артистов появились в 1945 году. Освоение новой системы шло увлеченно. Ведь у новой куклы были преимущества в пластике – широкий жест, изящество походки, гибкость туловища.
Рецензия Прянишниковой на «Сказку о солдате Иване, Ветре вольном, Зорюшке прекрасной и об Идолище поганом», написанная в апреле 1946 года, называлась «Удачный спектакль». Рецензент отмечала: «Основные исполнители умело управляют куклами: движения полны естественности. Хорошо ведет роль бравого солдата Ивана артист Кабанов, приятно и мелодично звучит его голос. Солдат Иван
Ветер вольный Яркий, сказочный образ Ветра вольного создает артистка А. Мухина. Стремительные движения, сопровождаемые снегом и завываньем, создают настоящую иллюзию ветра. Поэтична и нежна Зорюшка-прекрасная (артистка Богатырева.) Большое впечатление на зрителей производит Идолище поганое (артист Плешков) — чудовище с зубастой пастью, хищными лапами и острыми когтями. Затаив дыхание, следят дети за борьбой Ивана с Идолищем, за тем, как он добывает заветный меч из векового дуба и отрубает голову своего врага. Громкими аплодисментами приветствуют они освобождение Зорюшки прекрасной».* Эта сказка стала своеобразным итогом десятилетней работы областного театра кукол. Введение больших тростевых кукол позволило подчеркнуть героичность образов Ивана и Ветра вольного. В январе 1946 года Всероссийская комиссия по смотру театров для детей и юношества особо отметила эту работу, приветствуя появление на сцене театра кукол спектакля «идеологически направленного, патриотического, с прекрасным текстом».
*- Н.Прянишникова, «Удачный спектакль», «Чкаловская коммуна», 13.04.1946 г.